Доступная среда
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
·дошкольное воспитание;
·внешкольное воспитание и образование;
·среднее общее образование;
·среднее профессиональное образование;
·высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
Предоставление услуг на объекте МДОУ Новочеремшанский детский сад "Дубочек"
·Автостоянка(места)для инвалидов- имеется.
·Пандус – имеется.
·Адаптированные лифты- отсутствуют.
·Раздвижные двери – отсутствуют.
·Кнопка вызова персонала – отсутствует.
·Имеется вывеска с названием организации на контрастном желтом фоне со шрифтом Брайля.
·Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
·Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.(заключено Соглашение с сурдопереводчиком)
·Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
·Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
В МДОУ Новочеремшанском детском саду "Дубочек" общежитие и интернат отсутствуют.
Специально оборудованные учебные кабинеты в МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек» - отсутствуют.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек» - отсутствуют.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек» - отсутствует.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек» - отсутствуют.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ - имеются карты, схемы, таблицы, диаграммы, модели, муляжи, дорожные знаки, наглядные пособия, художественная литература.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
Здание ДОУ оборудовано пандусом. При входе в здание имеется вывеска с информацией об учреждении. Она выполнена рельефно-точечным шрифтом Брайля. Доступ в здание обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Специальные условия питания в МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек» - отсутствуют
Питание в ДОУ осуществляется в соответствии с требованиями СанПин 2.3/2.4.3590-20. Питание отвечает физиологическим потребностям растущего организма и способствует повышению устойчивости детского организма к различным неблагоприятным воздействиям. Закупка продуктов питания производится в соответствии с контрактом на поставку продуктов питания. Все продукты имеют санитарно-эпидемиологическое заключение. Не допускаются к приему в ДОУ пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи. В ДОУ осуществляется сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с возрастными и физиологическими потребностями детей.
Специальные условия охраны здоровья в МДОУ Новочеремшанский детский сад «Дубочек» - отсутствуют
В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие воспитанников их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В ДОУ с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»), Каждая возрастная группа имеет отдельный участок для прогулок..
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - не предусматриваются
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ - нет.
Общежитие, интернат в ДОУ - отсутствует.
«Обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)»
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного, дополнительного и среднего профессионального образования детей, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Формы получения
образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
Для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ создаются специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. К ним относятся: специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными.
Такая интеграция возможна в разных формах (Гл. 2 ст.17 Федерального закона «Об образовании в РФ»):
1) Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут посещать обычные классы и учиться вместе со здоровыми детьми за одной партой. Независимо от того, в какой форме происходит обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения, а также для их пребывания и обучения в учреждении.
2) На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, могут получать образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на дому, применяется электронное обучение, с использованием дистанционных образовательных технологий (Гл.2 ст.16 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
3) Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с главой 4 статьи 34 часть 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Статус ОВЗ как в школьном, так и дошкольном возрасте дает:
1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. Право на особый подход со стороны обучающих педагогов, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. По окончании 9 и 11 класса право на выбор сдачи государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена (упрощенная форма) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе;
5. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания на протяжении всего периода обучения;
6. Право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т.е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей, имеющих те или иные нарушения развития.
Необходимо помнить, что статус «ребенок с ОВЗ» может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи. Автоматически статус «ребенок с ОВЗ» не подтверждается и исчезает, если при переходе из дошкольного учреждения в школу, либо из начального звена школы в среднее, ребенок не прошел ПМПК и не подтвердил этот статус.